?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вы, наверное, думаете, что сейчас я призову вас просто почаще приставать к ребенку с угрюмым нытьем: "почитай-почитай"? Ничуть не бывало!
То есть, конечно, и тупое приставание такого толка постепенно может сделать свое дело, однако с другими формами отучения от чтения оно не идет ни в какое сравнение.
Возьмем к примеру так называемый метод лозунгов. Ну, вы знаете: "Книга - источник знаний!","Книга в счастье украшает, а в несчастью утешает", "Книга - друг человека" (на последнее, кстати, когда-то один мальчик, запутавшийся во взрослых мудростях, удивленно возразил: "А разве не собака - друг человека?...") Ничто так не дискредитирует любой предмет, как бессодержательные лозунги, смысл которых ускользает раз за разом , поэтому именно их, безусловно, стоит повторять почаще, причем на полном серьёзе.
К этому методу примыкает его подвид, основанный на безумной идее, что читающий мало человек не может прожить достойную жизнь. Да и еще проще: без книги не прожить. Ни-за-что! Больше, больше клише на тему чтения: разочарование в этих т.н. истинах со временем сослужит неоценимую службу....Необходимо довести ребенка до исступления разговорами о пользе чтения и о связи ума и количества прочитанных страниц. (Ср.: не будешь читать - не сможешь рассуждать как умный человек, тебя не будут уважать, ты не сможешь сам принимать верные решения и т.п). Важно прочно связать будущее человека, его счастье с привычкой читать. Это ничего, что мы часто не видим никакой корреляции между начитанностью и человеческим счастьем (а иногда видим как раз обратное относительно желаемого), отбросим сомнения! Напоминаю: наша задача - не исследование феномена чтения, а вызывание отвращения к этому занятию.

Следующий важнейший шаг - сделать из чтения невыносимо тяжкий труд. Ребенок ни в коем случае не должен заподозрить, что чтение, пусть отдаленно, может даже напоминать удовольствие. Для того, чтобы ступить на этот путь достаточно поначалу просто произносить что-то типа" Займись чем-нибудь наконец: иди почитай!" Этого обычно достаточно для того, чтобы чтение начало ассоциироваться с самыми неприятными занятиями (подставьте нужное в противопоставлении: отдых - приятно, заняться чтением - ....).
Дальше - больше. Необходимо ввести чтение в ряд ежедневных обязанностей, например, уборка-уроки-чтение. Еще раз о главном: ни в коем случае нельзя допускать чтение в свое удовольствие. Впрочем, спешу успокоить: ни о каком удовольствии и речи быть не может, если просто отвести книге место среди обязанностей между уроками и уборкой.
Давайте побольше заданий по принципу "от сих до сих". Подбадривайте ребенка неминуемым наказанием за невыполнение "читательского" задания по принципу: "не прочтешь - не получишь".

Важно: непременно спрашивайте о прочитанном. Максимально жестко выясняйте все подробности сюжета. Скрупулезный допрос с пристрастием о деталях типа цвета волос героя, его настроения, точности сказанного слова, описаний природы и пр. окончательно закрепляет уже возникшую и усиливающуюся вследствие ваших стараний ненависть к написанному слову. По полезности с такими вопросами может сравниться только требование галлюцинирования на тему "что хотел сказать автор?" Если чувствуете в себе силы - действуйте непременно и на этом поле. Излишне доказывать, что такие упражнения неминуемо приводят к распаду смысла, формы, личной связи с текстом. Чего мы, собственно - напомню - и добиваемся.

Следующий метод большинство практиков отлучения от чтения часто нащупывают самостоятельно. Вот он: старайтесь сами не читать при ребенке! Более того: чем чаще вы заявляете об удовольствии читать - тем меньше следует читать самим! Впрочем, так чаще всего и происходит. "Я читаю!",- запальчиво заявляет мама, - каждый день перед сном!" Вот и правильно! Главное, чтобы ребенок не видел вас с книгой. Если вы и грешите время от времени публичным почитыванием, делайте это только с электронным устройством в руках - пусть думает, что вы играете, а чтение - очередная взрослая манипуляция.
Помните: как только вы начнете читать вечерами бумажные книги при ребенке, вся ваша работа грозит пойти насмарку! Он ведь может заподозрить, что книга действительно доставляет удовольствие, которое вы себе позволяете. Так что крепитесь. Вместо этого лучше лишний раз отправьте его почитать самому себе, а сами займитесь просмотром телепередач. Естественно, не забывая при этом повторять главную мантру, что чтение - истинное удовольствие для интеллигентного человека (или ту же мысль в любой другой формулировке).
Постепенно даже самый глупый ребенок уяснит: главное в чтении - пустые декларации. Ведь просто быть такого не может, что мама и папа не делают вовсе или делают тайно то, что по их мнению является таким важным и к тому же приятным занятием!

Появлению того же желаемого эффекта способствует жесткая тренировка с минимального возраста техники (именно техники!) чтения.
Так, большинство моих знакомых с гордостью рассказывают, что начали читать с 4 лет. 4 года вообще предстает каким-то мистическим возрастом, не замечали? Я с четырех лет то, я с четырех лет это...
Впрочем, не будем отвлекаться. Одним словом, непременно подгоняйте его под 4 и немедленно начинайте комплексовать, если в 4 он не читает. Ваши комплексы на тему его чтения - залог успеха всей операции. Убедите себя в том, что чтение является единственным достойным вашего внимания навыком. Неважно, что интересует вашего ребенка, неважно, к чему он тянется и что умеет: единственное, что является общественно значимым - умение читать и объемы прочитанного.
Одним из решающих штрихов, так сказать "вишенкой на тортике", как обычно становится сравнение. Заставляйте ребенка почаще слушать как читают другие, сопровождая это его пассивное действие фразами "ах, как девочка читает", "послушай других хотя бы", "видишь, это не так уж трудно" и т.п. С последним, к счастью, вполне справляется школа, устраивая из уроков чтения настоящую ярмарку тщеславия вкупе с жестоким соревнованием и унижением слабых.

Помните еще один принцип: наиболее полезные книги - те, которые читали вы: Носов, Барто и Бианки - наше всё! Неважно, что дети по этому поводу думают, насколько считают эту литературу современной и чувствуют ее, неважно, насколько это "их язык" - они обязаны прочесть именно ваш контрольный список. Решительно отнимите у ребенка право на самостоятельный выбор книги. Жесткий неослабевающий контроль за читаемым материалом - залог успеха.
С годами, когда ребенок становится своевольным и может заподозрить неладное, не забывайте повторять и такое: "то, что ты читаешь в социальных сетях - не чтение!" Пусть как следует и окончательно запутается - что чтение, а что нет. И пусть для того, чтобы выбраться из этих дебрей, отбросит, наконец, книгу навсегда.
Решайте за него как можно больше и ограничивайте любой выбор. Помните: даже намек на самостоятельность мышления может рано или поздно привести его к книге.
Все получится: мир за окном решительно за нас!

В серии:
Как организовать качественный невроз (http://zicer.livejournal.com/34851.html)
Как вырастить вруна
Как оградить ребенка от творчества
Как правильно портить вкус
Как грамотно отбить желание рассказывать о себе (http://zicer.livejournal.com/35461.html)
И много другое

Comments

( 113 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
lileeva_e
Mar. 24th, 2015 02:04 pm (UTC)
Мне кажется, что желание читать, оно есть внутри каждого человека, время от времени его меньше, иногда - больше.
С раннего возраста ребенку просто надо читать, в смысле, чтобы родитель читал ему сам, а дальше, уже с устойчивого чтения, т.е. класса с 3-го делать это реже и реже. Станет интересно, друзья поделятся - сам втянется.
Мне вот одно мало понятно, как перейти с Котов Воителей на какую-то более серьезную литературу? Или не мешать, опять же, само вырастет...?
xapac
Mar. 24th, 2015 04:02 pm (UTC)
А будет ли катастрофой, если так никогда и не перейдёт?
(no subject) - lileeva_e - Mar. 24th, 2015 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 24th, 2015 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kisa_osya - Mar. 24th, 2015 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokol_inka - Mar. 24th, 2015 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - restrictedarea - Mar. 25th, 2015 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - lileeva_e - Mar. 25th, 2015 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - d_pankov - Mar. 25th, 2015 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - lileeva_e - Mar. 25th, 2015 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - maga_m_a_g_a - Mar. 26th, 2015 03:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugenia_o - Mar. 27th, 2015 08:27 pm (UTC) - Expand
maga_m_a_g_a
Mar. 24th, 2015 03:06 pm (UTC)
Да, школа в смысле "читай-читай-читай много и вот прям щас" - страшная штука:(
Недавно перечитывала "Когда отдыхают ангелы" Марины Аромштам. С удивлением обнаружила там примерно следующий текст: "Марсём ввела в нашем классе строгий режим чтения. В будние дни мы должны были читать десять страниц в день, в выходные - пятнадцать". Это как-то не вяжется с тем, что она пишет на Папмамбук: лучший способ приобщить детей к чтению - читать им вслух. И рецензии у неё там прекрасные... Однако ж в книжке, пусть не автобиографической, но основанной на собственном опыте, - вот такое...
nara_joyous
Mar. 24th, 2015 03:26 pm (UTC)
Спасибо! Вы меня успокоили. Старалась плясать от интересов ребенка. Беспокоило то, что не хотел он теремки, гуси-лебеди и другую мудрость народную, а хотел про машинки. Выискиваем где можем, получалось от распечаток из интернета до "Буксира" Бродского. А потом я поняла, что не все машинки для нас, а в стихах, да еще что попало не почитаешь. Зато те, что нравятся запоминает полностью...и темы уже разные )). А для себя я открыла кучу здоровских детских писателей.
john_f_nash
Mar. 25th, 2015 08:42 am (UTC)
поделитесь, пожалуйста, знанием. ну, про здоровских писателей.
доче 2.8, так хочу что-нибудь новое для нее почитать. чтоб и самому было интересно :)
(no subject) - nara_joyous - Mar. 25th, 2015 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_f_nash - Mar. 26th, 2015 08:28 am (UTC) - Expand
yaagatha
Mar. 24th, 2015 04:04 pm (UTC)
браво!
а я со своим делилась радостью чтения, и лет до 12 (евойных) читала ему вслух перед сном, и книжки мы покупали, которые ему нравились, и сама много читаю... увы, сейчас ему 15, и читать книжки он не любит. что ж... значит, такой ребёнок :)
olesya_sh
Mar. 24th, 2015 04:28 pm (UTC)
Вот читала и буквально в каждом пункте свое детство узнавала. Но при всем этом читать всегда любила. залпом прям читала, Анна Каренина за двое суток улетела, интересна была мне. Ночами читала. Сидела за столом, типа уроки учила для родителей, а на ногах под столом книга лежала. У меня это желание читать было совсем не зависимое от родителей. Я вообще часто чувствую себя как буд-то отдельно растущей. Независимо от всего, что делали или НЕ делали мои родители.

Я не оспоряю действенности описанных методов. Вот с сестрой моей совсем другая история. Она и книга - это две вещи, которые вообще в разных вселенных живут.
dmitriy_vk
Mar. 25th, 2015 08:35 am (UTC)
За два дня?!!!
Жестокая вы! Бедной Анне даже и пожить толком не дали.
Re: За два дня?!!! - olesya_sh - Mar. 25th, 2015 09:12 am (UTC) - Expand
Re: За два дня?!!! - olesya_sh - Mar. 25th, 2015 09:12 am (UTC) - Expand
alla_pj
Mar. 24th, 2015 06:49 pm (UTC)
мои родители читали и радовались новым книгам. Иногда за завтраком отец начинал рассказывать интересную историю, а оптом прерывался и говорил: а чем закончилось, читай сама - Это Джек Лондон.
И я шла к шкафу в его комнате и доставала собрание сочинений лондона, заодно втягивалась в другие его повести.
С детьми такая история: со старшим сыном прочли всю районную библиотеку :) Плюс домашнюю. Ну ребенок такой, ему нравилось читать. В итоге закончил МГУ...Но мы читали с ним вместе, обсуждая героев, это как увлекательная игра. Младшему очень долго я читала, потом стала подсовывать что-то интересное. увлекся, прочитав "Над пропастью во ржи...". Читает куда меньше старшего, но читает! и я думаю, не все потеряно, что заложили в детстве, не исчезает бесследно.
barristerr
Mar. 24th, 2015 07:53 pm (UTC)
Автор пишет про то, что сам не знает.
sabacha
Mar. 25th, 2015 12:09 am (UTC)
:) вы хоть узнайте немного про автора, прежде чем так писать
laughing_lamia
Mar. 24th, 2015 07:59 pm (UTC)
классные статьи - думаю распечатывать эту серию и раздавать родственникам))
хотя в этой по поводу электронных книг не согласна - дети быстро замечают, чем именно ты занят - читаешь книгу или что-то другое делаешь с девайсом. я читаю преимущественно с киндла и ребенок первую большую книгу прочел именно с киндла, т.к. это были "Маленькие дикари" С.-Томпсона и издана она в реале довольно мелким шрифтом, а на киндле можно было увеличить и читать самому, несмотря на начальные навыки чтения и трудность восприятия мелких букв.
voe_voda
Mar. 24th, 2015 08:18 pm (UTC)
Я все поняла, что не нужно делать. А как надо? Как? Единственное, что я, видимо, исходя из этого поста, делаю правильно, это сама читаю постоянно, везде, просто не могу не читать. И дети постоянно это видят, еще удивляются, что интересного в книжках без картинок. Не очень люблю читать вслух, но для них на ночь читала. Видимо, не очень выразительно,т.к. даже это им не полюбилось. И вот мой старший сын, которому пока всего 9 лет, считает чтение наказанием. Так как делать правильно?
zicer
Mar. 24th, 2015 10:12 pm (UTC)
Вероятно, он часто сталкивается с насилием в вопросах чтения, вот и все.
Правильно, думаю, не выделять чтение в отдельный способ взаимодействия с миром. Это всего лишь один из многих путей познания (в первую очередь самопознания), и рано или поздно ваш сын попробует и его (если, конечно, до этого не вызвать отвращение к чтению тем самым насилием)
(no subject) - lileeva_e - Mar. 24th, 2015 10:38 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Не знаю рецепт для 9 - liit_ina - Mar. 25th, 2015 10:06 am (UTC) - Expand
anotheroneme
Mar. 24th, 2015 08:23 pm (UTC)
О, узнаю своё детство. Эти идиотские мантры, принуждение к чтению и педалирование двойных стандартов. Столько лет прошло, а до сих пор аллергия на художественную литературу и неприязнь к бумажным книгам.
josef_julian
Mar. 24th, 2015 10:14 pm (UTC)
Вообще-то в 4 года научить читать проще чем в 5. И без тезпники чтения еще никто не полюбил чтение. :))

Edited at 2015-03-24 10:16 pm (UTC)
sokol_inka
Mar. 24th, 2015 11:51 pm (UTC)
Моей младшей сестре в четыре года чтение не было интересно, а в шесть научилась бегло читать за несколько дней. И таких примеров много. А "техника чтения" развивается естественным образом, когда человеку интересно воспользоваться этим навыком, чтобы читать интересные ему книги.
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sokol_inka - Mar. 26th, 2015 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zicer - Mar. 26th, 2015 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 26th, 2015 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokol_inka - Mar. 26th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 26th, 2015 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokol_inka - Mar. 26th, 2015 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dancing_apsara - Mar. 25th, 2015 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - dancing_apsara - Mar. 25th, 2015 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dancing_apsara - Mar. 25th, 2015 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 08:10 pm (UTC) - Expand
daniilalexander
Mar. 24th, 2015 10:24 pm (UTC)
Необходимо ввести чтение в ряд ежедневных обязанностей

Вот тут сомневаюсь. Как оказалось, ввести чтение в ежедневную рутину было для нас чуть ли не главным шагом на пути к успеху. У нас заведено: каждое утро хотя бы 15 минут читать по-русски (ребенок-билингва). И вот это заведомо выделенное на чтение время помогло сыну со спокойной душой идти и браться за книгу. И потихоньку он втянулся и читает с удовольствием, и все больше разных книг стало нравится. Мне кажется, что часто и дети, и взрослые не читают, потому что все время находятся более неотложные дела. А если уж выделено время читать, то и читаешь себе в радость.
sabacha
Mar. 25th, 2015 12:11 am (UTC)
Действительно, есть люди, которые искренне убеждены, что чтение - это прям какой-то сакральный процесс. "Главное, чтобы читали! Читали! Тогда с ними все будет в порядке" - убежденно говорит неглупый в общем-то человек. Удивительно...
kmarina002
Mar. 25th, 2015 02:45 am (UTC)
именно так, один в один делали мои родители! )))). Правда, читать я просто обожаю, а вот у моей сестры охоту к чтению отбили намертво.
alexey_donskoy
Mar. 25th, 2015 03:26 am (UTC)
Было в наше время требование: к первому классу читать страницу за столько-то минут. И мне честно давали книжку про Ленина с секундомером. С тех пор терпеть не могу книжки про Ленина.
А читать люблю. Но, наверное, не сам по себе. Помог случай - длительный постельный режим. К счастью, это случилось ДО книжек про Ленина! :)
Ну и, конечно, пример всегда заразителен.
collegaproul
Jun. 27th, 2017 07:06 am (UTC)
А если бы вам давали басни Крылова?…

Edited at 2017-06-27 07:10 am (UTC)
(no subject) - alexey_donskoy - Jun. 27th, 2017 07:17 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 113 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com