?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Звонок.
- У вас есть подготовительные группы?
- Подготовительные…к чему?
- Как, к чему? К школе, конечно…

Ах да, как же я мог забыть… точно! Ведь нужно готовиться! Все время – готовиться. В детском саду – к школе, в школе – к университету, в университете – к будущей работе… И так далее, пока, наконец-то не наступает пора начать подготовку к отдыху в лучшем мире.
Воистину восхитительный продукт мы предлагаем детям (а заодно и самим себе): подготовка к жизни вместо самой жизни! Головокружительная подмена, начисто лишающая человека настоящего.

Что же это мы? Так и хочется закричать, что есть силы: «Ребята, нас опять обманули!» Да-да, обманули, причем на этот раз на редкость жестоко и цинично. И, что особенно обидно, как и во всех подобных случаях, мы сами поддержали этот обман – в надежде на дополнительное удобство, дополнительные преференции в отношениях, дополнительный покой. Что может быть слаще иллюзорных надежд!..

«Занимайся, сынок, потом благодарен будешь» Когда это – потом? Кому сынок будет благодарен? За что? Не за то ли, что в настоящем он вынужден был под нажимом выбрать не то, чего хочется, что кажется важным в данный момент, а эфемерное и зыбкое будущее? Где вы, потратившие 30% своего детства на занятия игрой на скрипке? Отчего не слышно вашей музыки?

Сейчас потерпи – потом поймешь, сейчас выучи, потом пригодится, сейчас сделай то, чего не хочется, это ведь ради… Да и вообще – готовь сани летом. Даже ценой удовольствия от этого лета. Даже если зима никогда не настанет.
В чем выражаются результаты непрекращающейся, навязываемой, сжигающей самую суть детства, подготовки? В поступлении в ВУЗ? В получении достойной должности в будущем? Неужели вы и вправду думаете, что без школы, но с понимание собственной мотивации – чего я хочу здесь и сейчас – поступление (или, напротив, сознательный отказ от поступления) были бы невозможны? Что соответствие самому себе в будущем возможно, если все детство человека заставляли быть кем угодно, только не самим собой?

Увы, должен серьезно огорчить мечтателей: побочные эффекты подмены работают четко, как часы. Не будет никакой любимой должности, дающей возможность радостного саморазвития, никакого творческого периода в вузе, дарящего неповторимые ощущения познания мира и самого себя здесь и сейчас. Все наоборот, подсадка на ожидание приводит к катастрофическим результатам: прошедшие суровую школу подготовки, наши дети так и продолжат готовиться вместо того, чтобы жить – к возможному повышению по службе, к тому, что вот-вот – уже совсем скоро – появится больше денег (тогда и заживем), к тому, что завтра волшебным образом их отношения с близкими людьми изменятся, что с понедельника они наконец начнут делать то, что по-настоящему любят…

И все это в непрекращающейся попытке доказать самим себе, что эта подготовка и называется жизнью, что иначе и быть не может. Именно на этой попытке самоубеждения, кстати, и зиждется миф о будущей (и прошлой) детской благодарности. Ведь отказавшись от него, пришлось бы в чем-то признаваться, что-то менять. А менять мы, извините, не обучены – мы умеем только готовиться к изменениям…
«Если бы меня не заставляли, я бы…» Я бы – что? Возможно, выбрал бы другую профессию? Другой образ жизни? Вокруг меня оказались бы другие люди? Это плохо? Страшно? Что вообще это доказывает? Вечная полудохлая синица в руке…
Вот так и превращается жизнь, по хлесткому определению Фаины Георгиевны Раневской в «затяжной прыжок из п…ы в могилу».
Поразительно, но именно следуя этому навязанному подходу, мы часто не замечаем ни их роста, ни их новых стремлений, ни их открытий, и сами со временем начинаем провоцировать их не замечать нас…

Если спросить у родителей, каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, большинство ответит "хочу, чтобы был счастлив, хочу, чтобы был добрым, отзывчивым, спокойным" и пр. Так отчего же мы так торопимся прервать их – с возрастом все более редкие – моменты счастья и покоя? Отчего если мы видим, например, как человек с удовольствием собирает конструктор (мечтает, рисует, смотрит мультфильм) , мы так часто повторяем «Пойди займись чем-то полезным». Ведь он уже занят этим самым «полезным». Этот страх, что время уйдет безвозвратно, мучает нас с каждым днем все больше и больше. Мучает потому, что мы и сами подсажены на эту сплошную подготовку к жизни.
Как это, у Достоевского? «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья – выше счастья»… Вот-вот…

Однако это еще не все, есть у этого подхода и оборотная сторона – еще пострашнее первой. В подготовительной парадигме мы и сами как будто становимся обладателями неограниченного времени на установление отношений с детьми. У них ведь вся жизнь впереди! А значит и мы имеем полное право «не париться». У нас уйма времени, мы еще успеем стать добрыми, тонкими, поддерживающими родителями, а пока – и мы поготовимся…Так вот, парьтесь! Времени на это нет. Если мы принимаем их жизнь именно как жизнь, а не как некий "разогрев", то и нам самим придется жить уже сейчас.

Пока мы учимся, как с ними взаимодействовать и осознаем правильность выбранного пути, у них, представьте, безвозвратно проходит детство. Для нас три года могут показаться мгновением, а для них - это бОльшая часть сознательной жизни (если, к примеру, им шесть или семь). И никакие разговоры о том, что у них "вся жизнь впереди", совершенно не помогают, да и кто знает, что там - впереди... Мы не можем сказать им "подожди пару лет - я научусь, как не обижать тебя". У них этой пары лет нет - они за это время превратятся из младенца во вполне самостоятельного человека, из ребенка в подростка, а то и вовсе окончательно вырастут.

Помните, в «Весенних перевертышах Владимира Тендрякова размышления про кошкино время? Про то, что у кошек и у людей время разное? Так вот, у взрослых и у детей время тоже совсем-совсем разное! Мы снова катастрофически не совпадаем. А они все равно готовы ждать, пока мы научимся, готовы помогать нам меняться, готовы прощать...
Только вот очень трудно ребенку бывает понять, как свести концы с концами, если вся жизнь впереди, но её никак не догнать...

Как-то мальчику по имени Лева задали сакраментальный вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь». И он, не задумываясь, ответил: «Большим Левом». Понимаете, как на самом деле устроена жизнь в детском представлении? Он даже представить себе не может, что ему еще только предстоит кем-то стать – он ведь уже есть…
Это представление мы и разрушаем старательно, пока не разрушим вовсе, не сделаем их и в этом пункте себеподобными. Отчего? От страха? От обиды? От ненависти к самим себе?

Давайте-ка кончать с этим. Дети ведь и тут могут помочь – протянуть руку и вывести нас из этого нескончаемого лабиринта. Они-то, как раз живут именно здесь и сейчас. Нам остается просто заметить эту протянутую руку и начать БЫТЬ с ними. Прямо сейчас. Знаете, они ведь такие классные! Да и мы, честно говоря, тоже.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
lola_lilith
Nov. 23rd, 2015 03:12 pm (UTC)
спасибо большое!
marina_mareika
Nov. 23rd, 2015 03:22 pm (UTC)
Большое спасибо.
severench
Nov. 23rd, 2015 03:37 pm (UTC)
Вы ужасно пишете - после ваших постов совершенно нечего добавить, а где же радость комментатора?))

А если серьёзно, то я отлично помню, как же меня раздражали в детстве бесконечные вопросы ко мне и другим детям "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?". Бесконечные вопросы о том, а что же будет в будущем. Будто сейчас меня нет, и я в нынешнем состоянии не имею никакой ценности - не имею права знать, хотеть, иметь свои взгляды. Вот когда вырастешь, человеком станешь, вот ТОГДА...
Мне кажется, это "вот тогда" никогда не закончится.
Вот пойдёшь в школу!.. Вот поступишь в университет!.. Вот пойдёшь работать!.. Вот выйдешь замуж!.. Вот родишь детей!.. Вот будут у тебя внуки!..
Всё жду, когда скажут: "Вот умрёшь - тогда поговорим!". До абсурда доходит, честное слово.

Edited at 2015-11-23 03:39 pm (UTC)
marina_mareika
Nov. 23rd, 2015 03:54 pm (UTC)
Да, вплоть до того: когда я забеременела и сообщила об этом родителям, они сказали: вот родишь, тогда и будем радоваться...
severench
Nov. 23rd, 2015 03:58 pm (UTC)
Какие бережливые на радость родители)

Очень грустно, что люди не умеют радоваться сейчас, а всё ждут, что вот завтра всё изменится, и им на голову неожиданно свалятся все блага мира, нужно только потерпеть. Что ж теперь, всю жизнь терпеть?
kellylynch
Dec. 1st, 2015 08:25 pm (UTC)
кстати по поводу этой невротичной "гонки за успехом" я читал примерно такое у одного психиатра: невроз как масштабная проблема появился только тогда когда в Европе образовался СРЕДНИЙ КЛАСС. И неврозы были во многом именно "болезнью среднего класса". Аристократия и прочая элита - та была (с рождения) так хорошо защищена и укоренена, что её незачем было ""нервничать"

Низшёи класс тоже не нервничал - просто потому что ему "проваливаться" было уже некуда :-); он и так "внизу". У низших классов были проблемы голода, туберкулёза, алкоголизма, холеры - но проблема неврозов его мало трогала

Невротичен был именно "средний класс". Над ним постоянно висела реальная угроза "соскользнуть" в низший класс. Чтобы этого не было нужно было "крутиться", причём с детства:

Кинг Стивен
Книга: "Лангольеры"

--------------------------
Его отец был служащим в банке. Он подолгу отсутствовал дома – карикатурный тип круглого отличника. Своего единственного сына он подгонял так яростно, как и самого себя

Четвертной табель, в котором не стояли сплошные пятерки, был неприемлемым. Иная оценка становилась темой лекции, насыщенной пугающими предостережениями о том, какой станет жизнь, когда придется рыть канавы или опорожнять мусорные ящики. Четверка была наказуема обычно недельной изоляцией в своей комнате.
--------------------------
___olya___
Nov. 23rd, 2015 03:45 pm (UTC)
большое спасибо!
mila_mints
Nov. 23rd, 2015 05:04 pm (UTC)
Вы очень хорошо написали.
И Вы же не только так пишете, Вы так и живете. И детям рядом с Вами - хорошо.
Очень хочется, чтобы таких людей и таких школ было больше.
Я очень надеюсь, что мы с нашими детьми все же больше жили, чем готовились жить. По крайней мере, у них у всех сейчас работа, которая им очень нравится. И совершенно не соответствующая образованию, зато любимая. (Хотя образование они себе выбирали сами,мы никак не давили.)
zicer
Nov. 23rd, 2015 05:21 pm (UTC)
Спасибо!
severench
Nov. 23rd, 2015 05:46 pm (UTC)
Ещё раз хочу сказать спасибо за то, что вы делаете. Я запоем прочитала весь ваш блог, и каждый пост меня очень радует, потому что вот я его дочитываю - и просто словно я его и написала, все мысли идеально сходятся.
Ну и вообще, редко встретишь человека, который относится к детям с уважением прежде всего, а не истерической душной любовью, как это у нас принято повсеместно.
rosavi
Nov. 23rd, 2015 09:29 pm (UTC)
Дима, я сейчас понимать начала, что все мои достижения и любовь к учебе - только благодаря тому, что меня в детстве никто не заставлял. Меня любили такой,какая я есть, хвалили, но как-то успехи в школе не считали очень важным, не давили. Поэтому до сих пор я люблю учить что-то новое... и даже если это для будущего (вот как эти курсы медсестер, которые я недавно закончила), мне нравится сам процесс.
krasnyi_divan
Nov. 24th, 2015 09:00 am (UTC)
вот я это поняла сама недавно, что должно случится что-то тогда и заживу :( а пока так, ждущий режим, очень грустно стало
elenasem
Nov. 24th, 2015 11:28 am (UTC)
Спасибо! Это так откликается.
al_1113
Nov. 24th, 2015 05:38 pm (UTC)

Спасибо!☺

vioslava
Nov. 24th, 2015 07:11 pm (UTC)
Спасибо!
polinos
Nov. 25th, 2015 05:52 pm (UTC)
Спасибо!
Сейчас уже двухгодичная подготовка к школе появилась. Скоро откроют курсы подготовки к подготовке.
Про мальчика Лёву чудесный пример! Моя дочка в пятилетнем возрасте на этот вопрос ответила: "Когда я вырасту, я останусь Лизой" )
gavr_am
Nov. 28th, 2015 06:33 am (UTC)
Поздравляю с Днём Рожденья!!! Удачи и Успеха!
zicer
Nov. 28th, 2015 09:05 am (UTC)
Спасибо!!!
gol_olga
Nov. 28th, 2015 07:52 am (UTC)
С Днем рождения! Мысль интересная про длительность времени в детстве. Но она, ИМХО, говорит вовсе не в пользу того, что нужно отстать от них в смысле подготовки. Наоборот Именно потому, что у детей больше века длится день, они успевают и учиться, и радоваться жизни вне учебы. Если прекратить их "готовить" в детстве, то потом они, неподготовленные, так ни к чему и не подготовятся (потому что время быстрее пойдет).
kellylynch
Dec. 1st, 2015 02:42 pm (UTC)
вот давайте рассмотрим аналогия с животным миром

Есть допустим котёнок. Можно ли согласиться с тем что надо от него порсто "отстать от них в смысле подготовки"? Вот от него мать-кошка так "отстанет", и он будет делать "только то что ему интересно" - скажем играть со своим хвостом.

Гоняться за своим хвостом - это хорошо; но учиться ловить настоящую мышь - важнее.
Если котёнок вырастет только лишь гоняясь за своим хвостом - то что он будет есть когда мать-кошка выпихнет его во взрослую жизнь?
ТАМ его умение "гоняться за своим хвостом" не будет востребовано и он помрёт с голоду...
gol_olga
Dec. 1st, 2015 05:59 pm (UTC)
Я это и имею ввиду. Надо детей готовить. И у людей это намного важнее, чем у кошек. Там инстинкт может включиться. А ребенок без влияния взрослого вообще в человека может не превратиться.
kellylynch
Dec. 1st, 2015 08:00 pm (UTC)
> И у людей это намного важнее, чем у кошек

а особенно сложно с этим - в последние 100 лет, после перехода от сельского общества к городскому. "Раньше", до индустриализма, "обучение и воспитание ребёнка" велись на конкретных примерах, без отрыва от производства. Представьте себе что дореволюционному крестьянскому ребёнку 11 лет(!) бы читали в классной комнате курсы "введение в теорию косьбы сена" или "теоретические основы боронования грядки" :-) - но не подпускали к ПРАКТИЧЕСКОЙ косьбе и боронованию ("он же ещё ребёнок, ему нельзя!")

А ведь современная школа можно сказать так и делает - ребёнок учится "абстрактным материям", котороые может быть - только МОЖЕТ БЫТЬ - ему понадобятся через даже не 11 лет, а 11 + 5 лет (школа + ВУЗ)

О том по сути и пост Зицера:

........
«Занимайся, сынок, потом благодарен будешь» Когда это – потом? Кому сынок будет благодарен? За что? Не за то ли, что в настоящем он вынужден был под нажимом выбрать не то, чего хочется, что кажется важным в данный момент, а эфемерное и зыбкое будущее?
..........

Значительному количеству детей просто трудно заставить себя здесь и сейчас учить какие-то абстрактные предметы (вроде "алгебры") ради "эфемерного и зыбкого будущего" через 16 лет...

То есть проблема - да, есть. Но Зицер предлагает просто "отстать" от ребёнка....а что в результате? Вырастет Митрофанушка не знающий алгебры.
Не "отставать" от ребёнка? С большйо вероятностью вырастет невротик

Вот я, честно - не знаю какого-то "правильного" и безпотерьного выхода из этой дилеммы...Знал бы - сказал :-)
nadzeyakama
Nov. 28th, 2015 12:07 pm (UTC)
Как все действительно подмечена. Сама начала жить после 30 только. Со старшей дочкой все проворонила, надеюсь с сыном и будущими детьми смогу иначе! Спасибо, Дима! И с Днем Рождения!!!!
zicer
Nov. 28th, 2015 12:30 pm (UTC)
Спасибо!!!
ma_rs
Nov. 28th, 2015 01:26 pm (UTC)
с днём РОЖДЕНЬЯ!
mamapizza2
Nov. 28th, 2015 07:39 pm (UTC)
Спасибо за ваши статьи! И с Днем Рождения!

Edited at 2015-11-28 07:57 pm (UTC)
astra_nat
Nov. 28th, 2015 09:15 pm (UTC)
Поздравляю с днем рождения!
(no subject) - krevetka_flo - Nov. 29th, 2015 05:14 pm (UTC) - Expand
kellylynch
Dec. 1st, 2015 02:21 pm (UTC)
>Где вы, потратившие 30% своего детства на занятия игрой на скрипке? Отчего не слышно вашей музыки?

отчего же "не слышно" ? ;-) Вот знаменитый пианист Андрей Гаврилов:

..................
– А вот дальше ваша биография абсолютно запутывает читателя. Сообщается, что мальчик-вундеркинд, самостоятельно решив в трехлетнем возрасте посвятить себя музыке, занимался этой самой музыкой из-под палки…

Гаврилов: «Нет никакого противоречия. Да, мне нравилось играть на фортепиано, нравилось импровизировать, уже тогда я понимал, что музыка – это невероятная сила, которой я хочу отдаться. Но приходилось заниматься мышцами, независимостью пальцев, постановкой кисти, руки, корпуса, концентрацией, читкой нот, изучением ключей – и это было выше моих сил. У мамы был свой метод заставить меня осваивать всю эту науку: башкой о крышку рояля, как только кровь потечет – два ватных тампона с перекисью водорода – и вперед».

– А если серьезно?

Гаврилов: «Серьезно. Моя армянская мама сильной рукой направляла меня в нужном направлении. Один удар по затылку – и я начинал все понимать».

– Вы должны были возненавидеть музыку!

Гаврилов: «Этого не случилось, я был мягкий ребенок. Но большого энтузиазма у меня тоже не наблюдалось. Только позже, когда я потерял отца, пришло понимание: музыка – это то, чем я буду заниматься серьезно.
..........................

думате - зря родился знаменитый анекдот про "еврейскую (вариант - армянскую ) маму" и террориста ? :-)

kellylynch
Dec. 1st, 2015 02:33 pm (UTC)
>Если мы принимаем их жизнь именно как жизнь, а не как некий "разогрев", то и нам самим придется жить уже сейчас.

прошу порщения - но ЛЮБОЙ ДЕТЁНЫШ (кошки, обезьяны, человека, ....) - ещё не живёт а только ГОТОВИТСЯ "жить". Проходит "курс молодого кота/обезьяны/человека/....".

Так Природа устроила. Ваш вопрос можно адресовать разве что Природе (Богу - дял религиозных людей).

Посему интересы/хотелки скажем котёнка должны быть подчинены его будущей жизни в качестве Взрослого Кота. Гоняться за своим хвостом - это хорошо; но учиться ловить настоящую мышь - важнее. Потому что если котёнок вырастет только лишь гоняясь за своим хвостом - то что он будет есть когда мать-кошка выпихнет его во взрослую жизнь? ТАМ его умение "гоняться за своим хвостом" не будет востребовано и он помрёт с голоду...

Edited at 2015-12-01 02:34 pm (UTC)
nancyblue_kh
Dec. 6th, 2015 08:55 pm (UTC)
Прочитала статью. Интересно. Познавательно. Заставляет задуматься. НО. Никак не могла понять, что же меня смущает, пока сын-восьмиклассник не пришел с просьбой помочь ему с французским. Потом я глянула на свою дочь-первоклассницу, которая как раз с удовольствием рисовала рисунок для конкурса и мне захотелось немного с вами не согласиться.

Я не думаю, что готовиться к школе – это заменять подготовкой жизнь. Как раз здесь, как мне кажется, и сокрыта подмена понятий. Подготовка к школе – это помощь в постепенной адаптации к новым условиям, которые ждут ребенка в будущем. И что плохого в том, чтобы сделать эту адаптацию мягкой, не шоковой?

Научить ребенка жить здесь и сейчас, а не откладывать жизнь на потом, это важно и ценно, возможно, это самое ценное чему могут научить родители. Но подготовка к каким-то новым жизненным этапам она-то ведь тоже нужна, разве нет?

Опять-таки, это как с любовью и счастьем – абстрактные понятия, в которые каждый вкладывает свой собственный смысл. Что мы подразумеваем под подготовкой? Научись сидеть прямо и тянуть руку повыше, читать букварь и писать буквы?

Или – это новое место, новые незнакомые люди, шум, длинные коридоры, непонятно даже, где тут туалет, но ты не бойся, не переживай, скоро ты привыкнешь к этому новому и оно станет привычным, смотри какой красивый аквариум в этом классе. Ты сможешь видеть его каждый день, когда будешь приходить в школу. А эта девочка светленькая, она смотрит на тебя, наверное, хочет подружиться, как тебя зовут девочка?

И так постепенно шаг за шагом, слово за словом, пугающее новое перестает быть страшным.

Это – что касается подготовки. Что касается учебы, я тут тоже не во во всем согласна, но и так гигакоммент накатала, хватит).


Edited at 2015-12-06 08:55 pm (UTC)
kellylynch
Dec. 9th, 2015 06:35 pm (UTC)
>Но подготовка к каким-то новым жизненным этапам она-то ведь тоже нужна, разве нет

осталась всего одна малость :-) - убедить ребёнка что он должен здесь и сейчас заниматься непоятной ему абстрактной "мутотой" ("алгебра", "винительный падеж", "химия" и тд) которая (мутота) - возможно - понадобится ему через 10 лет (когда окончит школу). А может и не понадобится - вдруг он выберет профессию в которой "алгебра" не нужна; но мы-то заранее этого не знаем....
nancyblue_kh
Dec. 10th, 2015 09:05 pm (UTC)
Вообще-то под "подготовкой" я имела в виду нечто другое, не алгебру, не химию, и, конечно, не винительный падеж).

Понадобится - не понадобится, этого никто не может знать заранее. Но прямо сейчас я могу сказать из собственного опыта, что лишних знаний не бывает. Любые знания можно применить с пользой для себя и других; любые знания, умения и навыки можно "монетизировать" и прокормить себя при необходимости. Вопрос только в том, чтобы научиться ими пользоваться. Не наливать груду хлама в голову, как в кладовку, где все вместе - и старые сапоги, и консервация, и еще какая-нибудь хрень, которую жалко выбросить. А структурировать,создать взаимосвязи, научить находить причину и следствие, видеть целостную связную картину мира.

Разве химия не имеет отношения к жизни? Мы ей не пользуемся в быту? Или физика? Почему, например, мы ходим, а не летаем? Или биология? Или геометрия?

Мы этим пользуемся каждый день. Это часть нашей жизни, да и вообще - это то, из чего состоит этот мир.

Тут, наверное, вопрос - не чему учить ребенка, а другой - как? Нынешнюю систему образования можно назвать (это не я придумала, где-то прочитала) - калейдоскопический кретинизм. Когда абсолютно бессистемно в ребенка впихивается огромное количество разрозненных кусков информации и идет гонка за количеством "кусков" в голове, а не за умением их складывать в единую картину. Да и из самого названия становится понятно, что под воздействием какого-либо внешнего катализатора, СМИ, например, складывается любая картина мира, как в калейдоскопе - сотни картинок сложатся, стоит его только тряхнуть хорошенько.

Блин, перечитала ваш коммент и свой ответ на него. Я вас неправильно поняла, наверное.

Как убедить? Это вопрос на который я все время ищу ответ)). Когда сын проходил число Авогадро по химии и сказал, что не понимает этого, я попыталась объяснить и сама ничего не поняла. Тогда я просто попросила его найти 10 применений химии в быту. С тех пор химию он типа делает сам и я туда никогда не заглядываю. Это не мое и не его, явно. Зато он, по крайней мере, понимает, что химия ежесекундно присутствует в нашей жизни, начиная с того, чем мы дышим, заканчивая тем, почему мама вчера была шатенкой, а сегодня уже блондинка).


Edited at 2015-12-10 09:17 pm (UTC)
nikkey_san
Jan. 19th, 2016 05:32 pm (UTC)
Невроз отложенной жизни, однако
( 34 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com