?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Порча детского вкуса, уважаемые читатели, дело непростое. Решение поставленной задачи требует системного подхода.
Вкус - понятие многозначное. И говорить мы будем о вкусе "вообще", ведь несмотря на то, что еда, одежда, искусство - суть вещи разные, с точки зрения науки о порче вкуса, они находятся в одном поле.

Для начала в голове ребенка все должно, напоминая положение дел в доме Облонских, смешаться. Дело даже не столько в том, чтобы заставлять его есть или носить то, что вам нравится, а ему нет. На первом этапе важно попросту сбить его с толку. Отсутствие вкуса (любого!) - это в первую очередь дезориентация, состояние, в котором человек может сказать: "Я сам не знаю, что я люблю". Следовательно именно его - это состояние - и необходимо всячески поддерживать. Проиллюстрируем данное утверждение примером. Предположим, вы настаиваете на том, чтобы ребенок съел то или иное блюдо. Организм подсказывает ему, что делать этого не следует, однако маму надо слушаться - она ведь лучше знает! А мы, застигнув его в этой точке сомнений, и надавим - самую малость. Вот он, первый шаг. Тут-то мы и наблюдаем первичный разрыв логики, который и приведет нас к полной победе.

Продолжая разговор о еде, необходимо упомянуть несколько важнейших правил. Важно есть первое, второе и третье. Установите норму съедаемого. Меньше - малоежка, больше - обжора. Заставьте себя не думать о сочетаемости ухи с киселем - прочь сомнения. В юном возрасте ребенок действительно чувствует эти тонкости, наша же задача - как можно скорее с этими чувствами расправиться.
Понимаю, что у вас может не подняться рука класть второе в суп и заливать все это компотом, как поступали решительные воспитательницы в моем детском саду, но вам, безусловно, нужно совершенствоваться в этом направлении.
Дело в том, что изначально каждый из нас не только различает вкусы, но и интуитивно знает, что именно и когда есть. Поэтому вместо того, чтобы осторожно предлагать человеку новые блюда, нужно просто пихать в него то, что вы сами считаете нужным. Почаще успокаивайте себя утверждениями типа "традиция - наше всё!" Да и то правда - наши бабушки и родители питались именно так и ничего - выжили!" (Как выжили и за счёт чего - неважно. Качество и продолжительность его жизни - это все потом...)
Обойдем общие места: вы, наверное, и сами знаете, что заставлять есть то, что вы считаете нужным, добавляя к этому неизменную приправу "полезно" - важно и правильно. Но этого мало. Необходимо вводить жесткие законы и понятия в еде. Нет, еда - слово не вполне точное. Не в еде, а в питании! Именно это понятие должно занять достойное место в нашем сознании и лексиконе. Именно оно, наряду с глаголом "кушать" явится чудесными рамками, обрамляющими процесс поглощения пищи, способными вызвать отвращение даже у самого бездушного существа.
Одним из безошибочных признаков успеха является начало его охоты за сладким. Происходит это, когда ваш миф о том, что "сколько сладкого ему не предложить - он все слопает", постепенно на ваших глазах становится правдой. Ну, знаете, когда ребенок уже настолько дезориентирован вами, что пытается съесть все конфеты, до которых может дотянуться. Понятное дело, организм подсказывает ему, что пора остановиться, но вы продвинулись к цели уже настолько, что он просто пересиливает себя и ест, ест, ест - ведь через минуту он может быть этого лишен! Ест, уже практически не чувствуя вкуса, понимаете?! У нас получилось! Ура! Главное - не останавливаться на достигнутом. Теперь нам предстоит еще и создать у него комплекс вины. Что-то типа такого: это не мы привели его к этому состоянию - это он сам настолько слабоволен и распущен, что трескает все подряд.

Сходную тактику следует использовать и в вопросах одежды. Ведь что такое детская одежда? Она должна быть удобной (на наш, конечно, взгляд) и немаркой. Между этими Сциллой и Харибдой вам и предстоит пройти.
Не допускайте никакого проявления творчества! Именно творчество является матерью вкуса. Никаких игр с цветами и размерами. Зимой - зимнее, летом - летнее. В остальное время - демисезонное. Четко определите для самих себя, что это значит и не отступайте ни на шаг.
К счастью, именно в ваших руках находится монополия на определение того, что красиво, а что нет, годится и нет, вкусно и нет... Вот и используйте ее по максимуму.
Просто не соглашаться с их предпочтениями мало! Высмеивайте их! "Одет как чучело", "Ешь как свинья" и т.п.

Чрезвычайно полезной прикладной областью в вопросах порчи вкуса является музыка. Смело надвязывайте ребенку свои предпочтения. Помните: мы имеем дело с очень музыкальным поколением. Они постоянно взаимодействуют с ритмом и звуком, это пугает, но одновременно дает и множество поводов для качественных реакций, типа "как ты можешь это слушать?!!!" Не позволяйте в вашем доме звучать "не вашей" музыке. Если музыка станет частью его жизни - это может стать "началом конца", ведь это чрезвычайно личностный вид искусства. Важно не допустить этот порочный контакт.
Не забывайте: вкус во многом иррационален, поэтому побольше рацио. Скажем, может быть многократно использование требование "объясни, что вообще нормальному человеку в этом может нравиться". Это сбивает с толку и создает ощущение, что в вопросах вкуса нужно и можно быть логичным. А заодно, исподволь, и ставит ребенка на место: ведь нормальному ЭТО нравиться не может.
Вообще - требуйте последовательности: "если ты решил, что носишь (слушаешь, ешь) именно это, так нужно и продолжать". Ребенок должен забыть об экспериментах - рано или поздно они обернутся самовыражением, а оттуда и до тонкого вкуса недалеко. Сделайте это своим девизом: любой поиск себя - наш враг!
Наконец последний достойный упоминания способ работы со вкусом - манипуляция, когда вы умышленно даете ребенку возможность выбрать нечто, заведомо неприятное. Ага, он недоволен? Немедленно подкрепляйте результат нравоучением: "Вот видишь, я же говорил, что тебе не понравится/будет холодно/скучно/больно/горько"...
Одним словом, сбивайте его с толку везде, где только это представляется возможным.

Будьте уверены: следуя проложенным нами путем, совсем скоро он не сможет отличить вкус яблока от котлеты, Моцарта от Рамштайна, Ренуара от наскальной живописи. Ему станет просто всё равно.
Не беда, что с приходом переходного возраста ваш воспитанник начнет лихорадочно наверстывать упущенное. Его шансы к этому моменту будут ничтожно малы.
Все в порядке. У нас снова получилось.

В этой же серии:
Как организовать качественный невроз (http://zicer.livejournal.com/34851.html)
Как грамотно отбить у ребенка желание рассказывать о себе (http://zicer.livejournal.com/35461.html)
Как вырастить вруна
Как с гарантией и навсегда отучить ребенка читать (http://zicer.livejournal.com/35106.html)
и многое другое.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
dzhin_dzhit
Apr. 3rd, 2015 11:56 am (UTC)
О да. Маман до сих пор на меня так может посмотреть, что из одного взгляда я понимаю - что я опять толстая, стрижка дурацкая, шмотки ещё хуже.
Если покупаю в секонде - фи. Ношеное.
В новом - транжира.
Мало ем - а кому я это готовила?
Много - аааааа. Диабет!!!
И так играться можно вечно. Все в панике и при деле.
kotvaska16
Apr. 3rd, 2015 12:37 pm (UTC)
Спасибо за текст:)
Моя мама этим очень грешила и сейчас не отучилась, хотя дети давно выросли. А я, как назло, иногда ловлю себя на желании сказать, что-то такое про чужой выбор книг:) Вроде только книги - но и это лишнее. Стараюсь держаться:)
nara_joyous
Apr. 3rd, 2015 12:53 pm (UTC)
У меня появлялась мысль, что если на столе будет постоянно лежать тарелка с конфетами, повышенного интереса к ним не будет. Но страшно попробовать. Вдруг раньше накроет аллергия и другие проблемы с жкт. Страшно, что конфета это не обычная еда человеков, что получится зависимость от конфет (у меня точно есть), да и чернослив, например, будет полезнее конфеты. У нас ребенок на улицу не особо любит ходить, но "в дизизин за тесетами" соберется быстро. И вот страдаю, что улица это хорошо, а тесеты нет ). А потом я заметила, что он попробует, попросит еще, а не ест сразу или вообще не ест. Ходит с печеньем, играет с ним, может покрошить и машину по нему катать. Один раз я ему одну и ту же печеньку два дня давала ). То есть по собственному опыту есть факты "за" и страхи "против".
А напишите еще про телевизор, мультфильмы или видео, в целом. Считается что это плохо, дети глупеют, социальные навыки страдают и т.д. Но у крестьян, например, телефизоров не было...но и нельзя сказать, что все ломоносовыми были.

Edited at 2015-04-03 12:56 pm (UTC)
zicer
Apr. 3rd, 2015 09:20 pm (UTC)
Отличная мысль, мне кажется! Только без искусственности - почему на столе? Можно без провокаций - просто в открытом доступе.
Как только это станет "частью пейзажа" прекратиться и погоня за сладостями.
А страхи... ну что страхи? С ними нужно и можно работать.
Про телевизор и пр. писал уже много. Ну и еще, наверное, напишу)
Evelina Aliyeva
Oct. 16th, 2015 02:26 pm (UTC)
У нас все в доступе, дети многие приходят в гости и удивляются, как же так, в красивой коробочке лежат конфеты и 5-летняя дочка собирает их, отправляясь в путешествие, при это не ест их) Никогда не запрещали, покупали только на наш взгляд правильные конфеты, есть можно, но оговариваем сколько. Со временем вопрос количества отпал, когда мы увидели, что ребенок, съев чуть больше нормы, сказал: "хочу нормальной еды, это слишком сладко"
Вероника Старцева
Jun. 16th, 2015 08:54 am (UTC)
У меня конфетки всё время стоят в открытом доступе. Сынок почти всегда спрашивает: "Мам, можно съесть конфетку?", хотя я никогда не говорила ему, что без спроса брать не хорошо. Я объяснила ему, что есть много конфет - вредно, а так как ребёнок не враг себе, он спрашивает. На мой ответ "Нет" он реагирует нормально и очень редко бывает: "Ну я оооочень хочу."
olesya_sh
Apr. 3rd, 2015 02:06 pm (UTC)
А про еду хотелось бы подробнее )))
У нас нет никаких ограничений, дочка может есть, сколько хочет, но к еде не сладкой очень равнодушна. Ест по малу и в основном одно и то же. Когда предлагаю что-то новое отказывается. Я особенно и не настаиваю. Иногда украшаю блюда, сервирую разными фигурками, но и так она новое есть не станет. Это как разобраться - мы уже начудили или это ее такая особенность?
munistka
Jan. 12th, 2016 04:10 pm (UTC)
Возможно, стоит прислушаться. Для многих людей правильно - есть одно и то же, и медленно со временем вкус меняется. Дизайн человека - система, которая определяет по дате рождения питание, подходящее индивидуально конкретному человеку. Вот в ней есть питание подобное как у вашей дочери.
raoul_duke23
Apr. 3rd, 2015 05:07 pm (UTC)
Сурово.

У нас в дет саду тоже клали второе в первое :-)
antno
Apr. 4th, 2015 03:58 am (UTC)
А как правильно воспитать в семье сектанта будет
daskalidi
Apr. 11th, 2015 08:29 am (UTC)
Читаю и удивляюсь: как это у моих родителей не получилось испортить мне вкус? Они же все правильно делали! 8)
arctic_willow
Jul. 17th, 2015 09:40 am (UTC)
Жаль, что это прочитают только те родители, которые и сами бы не стали так развлекаться.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com